Наша вера

Адвентизм

Адвентизм (с лат. Adventus — приход, пришествие) — система взглядов, основанная на идее близости Второго пришествия Христа. В основе идеи лежат многочисленные библейские тексты, выражающие чаяния согрешившего человечества о возвращении утерянного рая. Об этом проповедовал ветхозаветный патриарх Енох (Иуд. 14, 15); этого дня ждал многострадальный Иов (Иов. 19:25-27). Идея Второго пришествия явно прослеживается в пророчествах Исаии, Давида, Аввакума (Ис.26:19; Ис. 25:8-9; Пс.49:2-4; Пс.95:11-13; Аввак. 3:3-13).

Идея пришествия в Новом завете тесно связана с Ветхозаветной эсхатологией, получившей новое истолкование во свете земной миссии Иисуса Христа. Первое пришествие Христа уже есть реализация принципов Царствия Божия, хотя окончательное разрешение проблемы греха и смерти ещё ждёт своего часа при парусии. (Иоан. 14:1-3; Матф. 25:31-32; 1 Фее.4:16-18; Фил.3:20-21; 2 Петр.3:8-10; Откр.1:7; Откр. 22:20).

Надежда, выраженная в словах Ангелов при вознесении Христа — «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом», — постоянно жила в сердцах ранних последователей Иисуса Христа. Однако, «промедление» Христа, серьёзные социальные и политические перемены в греко-римском мире и изменившийся статус христианства в IV веке значительно изменили характер эсхатологических ожиданий христиан. Следуя Оригену, Евсевию и Тихонию, Августин в V веке развивает идею торжества церкви в истории, выраженную в установлении на земле «царства мира, добра и справедливости» прежде, чем наступит день последнего суда при Втором пришествии. Подобный постмилленизм в понимании места и времени пришествия прочно утвердился в традиционном христианском богословии, заняв место премилленистской позиции раннехристианской церкви. Существенный вклад в развитие августинианской идеи в средние века внёс Иоахим Флорский (XII в.), утверждая, что renovatio mundi должно подготовить путь к пришествию Христа во славе и величии. Хотя идея близости Второго пришествия Христа была значительно завуалирована утвердившимися в христианской эсхатологии постмилленистскими взглядами, в истории как Западной так и Восточной церкви всегда имели место радикальные движения, подчёркивающие идею близости конца этого греховного мира и пришествия Избавителя. Наиболее яркие примеры — ожидание конца мира православной церковью в 1492 году, когда, согласно церковному летоисчислению, должна была закончиться седьмая тысяча лет от сотворения мира; и радикальная реформация XVI века в Западной церкви.

В конце XVIII — начале XIX в. отмечается новая волна повышенного интереса к идее близкого Второго пришествия. Труд иезуитского священника Мануэля де Лакунзы «Пришествие Мессии во славе и величии» переводится на многие языки. Взгляды лютеранского богослова Иоганна Бенгеля на Второе пришествие Христа оказывают глубокое влияние на богословские круги Германии и Англии. Среди наиболее ярких проповедников Второго пришествия Христа в этот период можно назвать Эдварда Ирвинга (Англия), Иосифа Вольфа (Ближний Восток, юг России), Люиса Гауссена (Швейцария), Иоганна Рихтера (Германия), Даниэля Уилсона (Индия) и т.д. На американском континенте идея близости Второго пришествия занимает основное место в работах Уильяма Дэвиса, Джошуа Уилсона, Томаса Кэмпбелла и Уильяма Миллера. Определяющим в исследованиях перечисленных выше авторов является повышенный интерес к библейским пророчествам, главным образом, к книге пророка Даниила.

В 20-м столетии многие богословы (А.Швейцер, К.Додд, Р.Фуллер, Т.Глассон, Д.Робинсон и др.) пытаются решить проблему задержки парусии, предлагая различные объяснения неисполнившихся слов Христа: «Се, гряду скоро», хотя накопленный человечеством ядерный потенциал, ухудшающаяся с каждым годом экологическая ситуация на земле убеждают отдельные группы христиан в близости Второго пришествия.

Фактически, проблема задержки или неисполнения несколько преувеличена. Новозаветные тексты, указывающие на «замедление» парусии (2 Петр. 3:1-10), или перечисляющиеся, так называемые, «знамения времени» (например, Матф. 24 или Марк. 13) предназначены, скорее, не для того, чтобы служить основанием для хронологических расчетов, а для того, чтобы обострить духовную бдительность христиан, предупреждая их о грядущих бедствиях и испытаниях. Хотя многие библейские тексты и подчёркивают идею близости Второго пришествия (Марк.9:1; 13:30; Рим.13:11-12), в других ясно говорится, что время конца неизвестно (Матф.24:42; Марк. 13:32-33; Деян.1:7).

Тексты, подчёркивающие идею близости конца, скорее подразумевают теологическую, а не хронологическую взаимосвязь между настоящим и будущим. Они указывают не столько на время Второго пришествия, сколько на реальность самого факта этого события. В центре внимания новозаветных авторов не время, а значимость и цель парусии.

Библиография:

1. Olswn, V. Norskov, ed. The Advent Hope in Scripture and History. Washinton, DC: Review and Herald, 1987.
2. Berkouwer, G.C. The Retirn of Christ. Grand Rapids: Erdmans, 1972.
3. Payne, J. Barton The Imminent Appearing of Christ. Grand Rapids: Erdmans, 1962.

Источник: www.adventist.ru

Leave a Comment